понедельник, 15 мая 2017 г.

В жизни всегда есть место подвигам? или Об участии в Акции "Читаем детям о войне"

 Заполнена отчетная форма участника Акции. 

 В пятый раз приняли участие в международной Акции "Читаем детям о войне". А ведь есть, наверное, такие, кто участвовал в восьмой раз?
Диплом участника
В этом году остановила выбор на  "Линии связи" Льва Кассиля, в котором рассказывается о подвиге сержанта Новикова.
"В жизни всегда есть место подвигам". Многим знакомы эти слова, сказанные старухой Изергиль из горьковского рассказа.  Можно привести множество примеров проявления героизма солдат на полях сражений. Можно назвать имена тех, кто не жалел своей жизни во имя свободы и независимости своей Родины в военное время. А может ли человек совершать подвиг в мирное время? Что движет человеком, когда он совершает подвиг? Ответам на эти вопросы, а также чтению произведения Л.Кассиля был посвящен  урок литературы в 7 классе.
В начале урока ученикам было предложено выбрать (с их позиции) определение понятия "подвиг".
Подвиг – это:
-то, что требует напряжение воли;
-преодоление эгоизма и корысти; 
-дар другому человеку или целому народу, человечеству;
-жертва человека во имя добра и справедливости.

Второму и четвертому определениям было отдано больше предпочтений. А затем читали рассказ Кассиля. 
Очень интересными нам показались размышления автора в начале рассказа:
"Лишь несколько кратких информационных строк было напечатано в газетах об этом. Я не стану повторять их вам, потому что все, кто читал это сообщение, запомнили его навсегда. Нам неизвестны подробности, мы не знаем, как жил человек, совершивший этот подвиг. Мы знаем только, как кончилась его жизнь. Товарищам его в лихорадочной спешке боя некогда было записывать все обстоятельства того дня. Придет еще время, когда героя воспоют в балладах, вдохновенные страницы будут охранять бессмертие и славу этого поступка. Но каждый из нас, прочитавших коротенькое, скупое сообщение о человеке и его подвиге, захотел сейчас же, ни на минуту не откладывая, ничего не дожидаясь, представить, как все это свершилось... Пусть меня поправят потом те, кто участвовал в этом бою, может быть, я не совсем точно представляю себе обстановку или прошел мимо каких-то деталей, а что-то прибавил от себя, но я расскажу обо всем так, как увидело поступок этого человека мое воображение, взволнованное пятистрочной газетной заметкой".

Да, подвиг требует от человека смелости, самоотверженности, любви, готовности пожертвовать собой ради близкого человека, Родины, тех, кто в этом нуждается. Поэтому можно проявить героизм и в простых, будничных делах. К такому выводу пришли мы с ребятами. Примеров тому немало. 
P.S. Время от времени я получаю рассылку от Хабаровской библиотеки для слепых. В рассылке от 28 апреля читателям предлагалось познакомиться с романом "Чтец" Бернхарда Шлинка. Роман прочитан. Послевкусие - грустное, горькое... 

4 комментария:

  1. В мои школьные годы по этой книге мы в классе даже целые диспуты устраивали. Все мальчишки мечтали о подвигам. Хорошую книгу Вы выбрали для чтения.

    ОтветитьУдалить
  2. Здравствуйте, Наталья Борисовна! Замечательную книгу прочли! Молодцы!!!

    ОтветитьУдалить
  3. Анна Борисовна, рассказы Кассиля всегда читаю с нескрываемым интересом. Рада, что своим чтением смогла заинтересовать семиклассников. Они сразу вспомнили про подвиги пионеров в годы войны.

    ОтветитьУдалить
  4. Наталья, о войне написано немало, поэтому с выбором произведения проблем нет. Но хочется что-то такое... Не сразу отпускающее.

    ОтветитьУдалить