четверг, 5 мая 2016 г.

Читаем детям о войне-2016

4 мая 2016 г. в четвертый раз приняли участие в международной Акции «Читаем детям о войне» (см. анонс "Скоро! Акция "Читаем детям о войне") . Организатор Акции - Самарская областная детская библиотека.
Регистрация на событие была открыта 21 марта 2016 г. "Главная цель Акции «Читаем детям о войне» – воспитание патриотических чувств у детей и подростков на примере лучших образцов детской литературы о Великой Отечественной войне. Час одновременного громкого чтения произведений о войне, написанных для детей и подростков, помогает участникам осознать важность сохранения памяти о переломных событиях в истории Отчизны, почувствовать и понять боль своих соотечественников, переживших те страшные годы, воспитать любовь к Родине".
Участникам сегодня предлагалось заполнить итоговую анкету.
Час чтения я провела в шестых классах.


Читали, обсуждали рассказ "Золотая рыбка" А. Приставкина (цикл рассказов "Военное детство"). Рассказ небольшой, но с очень глубоким смыслом: о том, как зарождается милосердие, сострадание. Как и в прошлый раз, разделила рассказ на смысловые части, запланировала чтение с остановками.
До чтения задала вопрос:
-Как вы думаете, о чем может рассказать произведение с таким названием?
Версий было много (даже сюжет пушкинской сказки был предложен!). Ребята торопили меня: "Читайте!Читайте" И я приступила к чтению первой части.
Золотая рыбка
Анатолий Приставкин
1 смысловая часть
Когда началась война, моя сестренка была маленькой и жила в детдоме, в котором был аквариум с рыбками.
Рыбок было десять. Этот аквариум привезли из Москвы и поставили в спальне девочек. Рыбки были золотые и очень красивые — розовые прозрачные плавники с голубыми жилками на блестящих лунах и полулуниях.
Девочек тоже было десять. Старшей, Инне, уже исполнилось шестнадцать лет, а самой младшей, Люсеньке, только шесть. Все девочки, кроме маленькой Люсеньки, были очень занятыми девочками.
Вопросы:
-Что скрашивало жизнь девочек?
- Чем могли заниматься "занятые" девочки?
2 смысловая часть
А если у них и находилось свободное время, они возились с золотыми рыбками. Хлебных крошек, конечно, не было, рыбкам сыпали кусочки казеинового клея, меняли им воду или просто любовались через толстое зеленое стекло. Но никто никогда не вспоминал про маленькую Люсеньку. Никто не спрашивал, что она кушает. Для этого были воспитатели.
И вдруг...
Вопросы:
- Какие отношения сложились между девочками?
- Почему равнодушие овладело сердцами старших девочек?
-Как вы думаете, что могло произойти дальше?
3 смысловая часть
И вдруг золотые рыбки стали исчезать. Их оказалось сперва девять, потом восемь. В углу обнаружились обглоданные головы. Девочки изумленно разглядывали в аквариуме золотые луны и полулуния, но рыбки не могли говорить. Они только шевелили задумчиво радужными плавниками.
И девочки решили поймать вора. Они не спали всю ночь и тихо лежали. Когда в аквариуме заплескалась вода, девочки зажгли свет и бросились на шум.
Перед ними стояла маленькая Люсенька. Она прижимала к животу мокрую рыбку.
- Ага, попалась, рыбка! — крикнула громко одна из девочек. И маленькая Люсенька еще сильней прижала рыбку. Крупные капли воды потекли по голубоватой коже, и все девочки застыли, пораженные странным сходством.Они впервые видели Люсеньку такую, без одежды. Молча они разглядывали худенькое, без кровинки, тельце. Кожа на руках Люсеньки была розовато-прозрачная, с голубыми жилками.
Когда старшая девочка Инна прибежала к ночной няне и попросила хоть кусочек хлеба, та проворчала: - Полуночники! Опять, что ли, золотая рыбка пропала? И Инна ответила:
- Нет, нянечка, не пропала. Теперь не пропадет… Теперь мы уследим.
Вопросы:
- Почему "девочки застыли", увидев Люсеньку?
- Как вы поняли последнюю строчку рассказа: "- Нет, нянечка, не пропала. Теперь не пропадет… Теперь мы уследим".
- Как вы думаете, почему рассказ получил именно такое название?
- Приведите примеры других литературных произведений о милосердии, сострадании.
- Военное детство. Каким оно вам представляется?
-Что бы вы пожелали, если бы пушкинская золотая рыбка оказалась в ваших руках?

Желаний было много. "Чтобы не было войны!"- эти слова звучали из уст ребят чаще всего.

2 комментария:

  1. Наталья Борисовна, здравствуйте!
    Спасибо за выбор рассказа!
    Завтра у меня уроки литературы в 8-м и 11-м классах. Конечно, буду говорить о войне. Рассказ обязательно прочитаю.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Рада Вашему визиту! Рассказ мне сразу пришелся по душе (как и весь цикл "Военное детство!). Провела час чтения в двух классах. И в каждом он прошел по-разному. Особенно сюжетом рассказа были тронуты ребята из моего класса (в этом году мне дали наконец-то классное руководство!). Это вот фото, где маленькая девочка сидит со своей сестрой. Малышка пришла с мамой в школу и попросилась на урок.)

      Удалить